Проблемы воспитания детей

Увы, бывает так, что с уст любимого чада срываются фразы: «Мама, ты плохая!», «Я тебя не люблю!». Сердце родителей наполняется обидой: в чем причина?

 

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: МАМА, ТЫ ПЛОХАЯ!


  Детям дошкольного возраста трудно подобрать правильные слова для выражения эмоций, так что зачастую ребенок делает это самым простым способом: «Я тебя ненавижу!» Родителям, для того чтобы правильно отреагировать на столь неприятное поведение чада, нужно понять, почему он произносит подобные фразы.


В ЧЕМ ПРИЧИНА

Проблемы воспитания детей  Такая реакция возникает, когда не исполнили желание ребенка, после наказания, в результате несправедливого отношения или как отголосок поведения самих родителей.
- Если ребенку 2-3 года. В этом возрасте малыш учится говорить и в целом уже понимает значение фраз. Неприятные, грубые слова двухлетнего ребенка являются эмоциональной реакцией на запреты или повторением фраз, которые он слышит от взрослых.
- Если ребенку 3-5 лет. Этот возраст можно назвать началом манипулятивного поведения. Ребенок начинает понимать, что определенное действие может принести либо выигрыш, либо санкции со стороны взрослых. При этом сохраняются все остальные причины, например выражение обиды.
- Если ребенку 5-7 лет. Чадо начинает более осознанно пускать в ход манипуляции. Но далеко не все дети такого возраста делают это с помощью жестоких слов. Так же, как и малыши, они могут использовать манипуляции просто как реакцию на обиды.


ЧТО ДЕЛАТЬ

1) Ни в коем случае не отвечайте на обидные фразы злобой. Держите себя в руках, поскольку главная задача - помочь отпрыску успокоиться. Не повышайте голос на ребенка, ведь его слова - всего лишь проявление внутренних мотивов, которые вам необходимо понять. Запрещая чаду выплескивать свой негатив в словесной форме, вы толкаете его на поиски другого способа самовыражения.
2) Не реагируйте на слова ребенка физической агрессией. Если вы позволите себе шлепнуть малыша в «воспитательных» целях, он только утвердится в правильности сказанных слов.
3) Не позволяйте себе выяснять отношения при малыше, ведь он будет выражать гнев и обиду теми же словами, которые используете вы. Взрослые часто говорят: «Ненавижу это платье» или «Ненавижу, когда он делает это». Вот и не удивляйтесь, когда ребенок вдруг произнесет это слово для того, чтобы сказать, что ему кто-то или что-то не нравится. Не забывайте, что он впитывает в себя и положительные, и отрицательные эмоции окружающих.
4) Не идите на уступки, не разрешайте то, что ранее было запрещено. Это одна из ошибок, ведущих к закреплению манипуляций.
5) Научите отпрыска выражать свое недовольство по-другому. Например, если он говорит «Я тебя ненавижу!», вместо того чтобы обижаться, перефразируйте его слова. Скажите в ответ: «Ты на меня злишься? Тебе не нравится, когда я говорю тебе, что пора идти спать?» В таком случае ребенок поймет, что можно иначе выразить свой гнев, и, скорее всего, в будущем употребит другие слова.

РЕБЕНОК-ЛИДЕР ИЛИ АГРЕССИВНЫЙ?


Агрессивность как черта характера очень опасна. Но как же отличить ее от проявления лидерских качеств?

  В нашу задачу не входит поставить диагноз или приклеить ярлык. Нам важно понять нашего ребенка и оказать ему своевременную и посильную помощь.
1) Пересмотреть способы вашего взаимодействия в семье: как вы реагируете на неприемлемое поведение ребенка (может, агрессивно?), как ведете себя с близкими, с другими людьми. Начните с себя.

2) Повышать уверенность ребенка в том, что его влюбят, неизменно критиковать агрессивное поведение и хвалить за достижения.
3) Обучать работе с гневом, какие есть способы его выражать, различать приемлемые и неприемлемые способы.
4) Проигрывать возможные конфликтные ситуации в виде игры. Если вспышка гнева все-таки случилась, разбирать, какие еще были способы поступить в этом случае. Проиграть несколько, найти лучший из них, разобраться, почему он лучше.
5) Обучать распознавать свои эмоции, выражать их, контролировать. Научить определять ситуации, которые раньше провоцировали вспышки гнева, умению владеть собой в подобных ситуациях.
6) Формировать способность стать на место другого, способность к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию с помощью ролевых игр, проговаривания чувств из роли другого человека.
7) Чтобы лишить агрессивность главного мотива - привлечь внимание, самоутвердиться, - нужно помочь ребенку найти зону своей успешности (ту сферу, где он будет чувствовать себя компетентным). Не надо ориентироваться на престиж или высокие оценки, главное - чтобы сам ребенок оценивал это как свой успех.

 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РЕБЕНКА-ЛИДЕРА

  • Проявляет сильный интерес к делу, которым он занимается, желание его завершить во что бы то ни стало.
  • Обладает энергией, упорством в достижении цели, оригинальностью и рискованностью решений.
  • Очень инициативен.
  • Проявляет самоуверенность.
  • Способен позитивно влиять на окружающих, строить с ними хорошие взаимоотношения, противостоять распаду группы.
  • Демонстрирует желание и умение принять на себя ответственность за последствия решений.
  • Способен справляться с разочарованием в случае неудачи.

 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

  • Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  • Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  • Старается общаться с младшими, физически более слабыми.
  • Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  • Довольно мстителен.
  • Склонен к ворчливости, его трудно переспорить, при просьбе о чем-то довольно часто стремится сделать все наоборот.
  • Легко ссорится, проявляет агрессию, вступает в драку.
  • Неудачи вызывают сильное раздражение, обязательно стремится найти виноватого.
  • Любит дразнить животных.
  • Не любит соблюдать правила.


МЕЖДУ ЛИДЕРОМ И АГРЕССИВНЫМ ЕСТЬ КАК СХОДСТВА, ТАК И РАЗЛИЧИЯ (таблица)

Качества    Лидер    Агрессивный
Сходства    Самоуверенность, потребность влиять на людей.
    Высокий уровень активности, склонность к риску.
Различия       
Основной мотив поведения    Интерес к делу, азарт.    Стремление привлечь внимание, желание доминировать, досадить.
Способность принять ответственность    Легко принимает.    Не принимает, обычно старается найти виноватого.
Способность справляться с разочарованием    На неудачу реагирует повышением активности, стремлением все-таки добиться успеха.    На неудачу реагирует раздражением, стремится обвинить окружающих, отказывается продолжать дело.
Самоконтроль    Способен в большинстве случаев контролировать свои эмоции, подчиняться правилам поведения и игры.   Легко выходит из себя, чувствителен к мелочам, быстро реагирует ссорой. Часто стремится нарушать правила.
Уровень эмоционального интеллекта (способность строить отношения с окружающими, умение понимать их эмоции)    Высокий. Чувствительность к внешнему окружению, понимание эмоций, мотивов других детей и своих собственных. Способность к сопереживанию. Умеет разрешать конфликты.    Низкий. Неспособность распознавать как свои эмоции, так и других людей, сопереживать, доверять им. Не умеет избежать конфликта или разрешить его.
Преобладающий фон настроения, доминирующие состояния    Оптимистичен, преобладает позитивный фон настроения.    Часто сердится, ворчит, бывают периоды мрачной раздражительности, подозрительности, настороженности.
Гибкость реагирования на определенные жизненные ситуации    Умеет реагировать в зависимости от ситуации, легко идет на компромисс в случае необходимости.    Количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено, чаще преобладают защитные реакции (даже когда выглядят нападением).

 

В ЧЕМ ПРИЧИНА АГРЕССИИ

Что делать, если вы поняли, что вашего ребенка можно отнести к агрессивным? Прежде всего - понять причины его поведения. Это могут быть:
- соматические заболевания или заболевания мозга;

- характер наказаний при проявлениях агрессии: чрезмерно снисходительная реакция родителей позволяет ребенку думать, что такое поведение дозволено, и единичные проявления агрессивности перерастают в привычку так действовать всегда; чрезмерно строгая реакция (резкое подавление проявлений гнева у ребенка) способствуют взращиванию агрессивности;
- обучение агрессивному поведению путем подражания: если один из родителей или оба ведут себя агрессивно, ребенок воспринимает агрессивного родителя более «сильным», чувствует исходящую от него угрозу и в целях самозащиты ему подражает -это называется «идентификация с агрессором»;
- неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг события, бедный репертуар способов поведения: он ведет себя так, потому что не знает, как еще можно, ведь именно такое поведение приводило его раньше к быстрому и нужному результату;
- чувство отверженности, уверенность в том, что его не любят, как следствие - подозрительность, усма-тривание в поведении других детей угрозы;
- неумение распознавать свои чувства, выражать их, контролировать, непонимание эмоций окружающих. Как следствие, считает агрессивными других детей и свое поведение расценивает как защиту; не может представить, что остальным людям может быть плохо или неприятно - не может стать в позицию другого.
  Ребенок всегда нуждается в понимании и поддержке. А агрессивный ребенок - тем более, ведь агрессия - это отражение внутреннего дискомфорта, неумения справиться с тем, что тревожит, неспособность адекватно реагировать на происходящие события.

  Хотите узнать по-больше о своем малыше и научиться правильно реагировать на его требования и поступки, тогда знакомьтесь со статьями Что нельзя говорить ребенку и Карманные деньги, а также Дети звездных родителей, где звезды деляться секретами воспитания!

Оставить отзыв
^