УЧИТЬСЯ, КАК ИЗВЕСТНО, НИКОГДА НЕ ПОЗДНО. НО РЯД ИССЛЕДОВАНИЙ ПОКАЗАЛ: ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧНЕШЬ, ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ ПРОЦЕСС И ЛУЧШЕ РЕЗУЛЬТАТ. И СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЕТ НЕМАЛО МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. А ВОТ СО СКОЛЬКИ ЛЕТ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ, ЧТЕНИЕМ, РИСОВАНИЕ ИЛИ ЯЗЫКАМИ, МЫ ПОДСКАЖЕМ.
Большинство родителей озадачиваются вопросом образования своего чада загод-два до школы. Берутся за него по полной программе - учат читать и писать, различать геометрические формы, решать несложные логические задачки. И даже пробуют вместе с ним заучивать английские слова.
А вот создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста Масару Ибуки уверен: после трех уже поздно! Если хотите, чтобы в школе ваш ребенок демонстрировал высокие результаты и радовал талантами, развивать их надо с самого рождения.
ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ
КОГДА НАЧИНАТЬ: с первых дней жизни.
Суть: до 7-летнего возраста правое полушарие мозга, отвечающее за образное мышление, задействовано у ребенка гораздо активнее, чем левое. Поэтому больше музыки-хорошей и разной! Желательно, конечно, вечной классики - Баха, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Штрауса, Чайковского. По мнению ученых, она оптимизирует деятельность мозга.
Впрочем, до года ребенка не стоит перегружать мелодиями - достаточно 20 минут в день, да и то с небольшими перерывами. Хотя если ему нравится Вивальди, почему бы и нет?
Минусы: нет.
Плюсы: - раннее регулярное прослушивание музыки прививает ребенку музыкальный вкус;
- эксперименты, проводимыеучеными Шеффилдского университета, показали: «музыкальные дети» начинают раньше и лучше читать, демонстрируют хорошие способности к точным наукам;
- у детей, с младенчества приобщавшихся к классике, скорость мышления выше. Кроме того, они способны обрабатывать большее количество информации одновременно.
ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ РИСОВАНИЕМ
КОГДА НАЧИНАТЬ: с 6-8 месяцев, когда ребенок научился сидеть.
Суть: рисовать любят все дети без исключения. Необязательно ждать, пока кроха научится держать в руках кисточку или карандаш. Дайте большой лист бумаги, краски - и он сам придумает, как их применить. Можно макать в краску ладошку. А можно делать более тонкую работу - рисовать каляки-ма-ляки пальцем. Лучше всего заниматься коллективным творчеством. Вы рисуете воздушный шарик -малыш ниточку к нему, вы-солнышко, он-лучики.
Естественно, юному художнику захочется попробовать краски на вкус. Поэтому вам понадобятся особые - пальчиковые, совершенно безвредные. Съедобные краски можно приготовить и в домашних условиях (заварить в течение 20 минут смесь из половины стакана крахмала, 50 г сахара, щепотки соли и 400 мл воды, остудить и смешать с пищевыми красителями).
Минусы: вам придется намного чаще стирать вещи юного художника. Хотя это не так страшно -пальчиковые краски хорошо смываются.
Плюсы: - рисование развивает воображение;
- укрепляется мускулатура пальчиков, оттачивается мелкая моторика плюс движения руки синхронизируются
со взглядом, что облегчает в будущем обу-чение чтению и письму;
- в конце концов этот процесс поднимает ребенку настроение и снимает стресс!
ВО СКОЛЬКО НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ ЧТЕНИЕМ
КОГДА НАЧИНАТЬ: с 1 года.
Суть: одной из оптимальных методик обучения детей чтению считаются кубики Зайцева, которые различаются по размеру, цвету, звучанию (благодаря разным наполнителям). Процесс обучения основан на принципе сочетания слогов, а не отдельных звуков.
Поскольку в таком возрасте ребенок не может сидеть спокойно даже пару минут, кубики надо использовать в процессе игры. Например, спрятать в песке и, «случайно» откопав, прочитать надпись: «ду». Или, подвешивая их на ниточке, пытаться достать и тоже комментировать: «А это - «ма»!».
Минусы: - когда ребенок учится писать, он может пропускать гласные;
- работа с кубиками Заицева-механическии процесс, поэтому творческие способности абсолютно не развиваются.
Плюсы: - малыш быстро учится складывать слоги в слова;
- кубики - хороший тренинг для памяти;
- чем раньше ребенок овладеет чтением, тем выше будет уровень его интеллектуальных способностей.
СО СКОЛЬКИ ЛЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ИНОСТРАННЫМИ ЯЗЫКАМИ
КОГДА НАЧИНАТЬ: с первых дней жизни.
Суть: с одной стороны, кажется логичным, что ребенок должен начинать учить испанский или китайский язык после того, как освоит родной. То есть лет с пяти. Но психологи утверждают, что он готов к этому с первых дней жизни. Познавая окружающий мир, кроха налету впитывает информацию. Пытаясь научиться разговаривать, он запоминает все, что слышит вокруг! И, что особенно важно, не прилагает к этому никаких усилий.
Максимального эффекта в обучении можно добиться, когда родители общаются с малышом на разных языках: мама - на родном, папа - на английском. Причем не время от времени - постоянно! Очень важно, чтобы человек, взявший на себя функции «англичанина», владел языком в совершенстве -тогда у ребенка с самого начала будет формироваться правильная речь. Если у папы с мамой с иностранным туго, можно нанять англоговорящую няню. В крайнем случае регулярно «погружать» его в соответствующую языковую среду (например во время прогулки). Или включать детские песенки и мультики на английском.
Минусы: - года в 3-4 ребенок может начать смешивать языки;
- употреблять слова на русском и английском вперемежку или создавать неологизмы;
- его словарный запас на родном языке в этом возрасте меньше, чем у сверстников;
Плюсы: - «мешанина» слов быстро сойдет на нет. Зато когда другие дети будут только учить французский алфавит, ваш уже будет на французском свободно общаться;
- произносить слова ребенок тоже должен более бойко, чем его сверстники. Существует мнение, что раннее изучение второго языка активизирует часть мозга, отвечающую за скорость речи;
- у ребенка, рано начавшего осваивать иностранные языки, хорошая память. Обычно ему легко даются и точные, и гуманитарные науки, он опережает сверстников в умственном развитии.
ПСИХОЛОГИ ПРЕДПОЛАГАЮТ, ЧТО РЕБЕНОК ГОТОВ К УСВОЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ
ПОСТИГАЕМ МИР ПО КАРТОНКАМ
Американский ученый-нейрофизиолог Глен Доман, возглавляющий Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии, после длительных исследований сделал два важных вывода. ПЕРВЫЙ - годовалого ребенка обучать намного легче, чем шестилетнего. ВТОРОЙ - быстрее всего мозг развивается (и, следовательно, растет) в возрасте от рождения до трех лет. А это значит, та информация, которую вы дадите ребенку в этот период, принесет свои плоды в будущем: уровень интеллекта напрямую зависит от интенсивности нагрузки.
Учить ребенка читать, считать, осваивать родной и иностранные языки, помогать ему познавать окружающий мир Доман предлагает уже с 3 месяцев - с помощью тематических подобранных карточек. Показываете отпрыску карточку из подборки «Фрукты» - грушу с соответствующей надписью - и проговариваете: «Это груша». Или слово «мама»...
Кстати, карточки можно купить уже готовые. Или же сделать самим.