ИЗВЕСТНЫЙ РЕЖИССЕР ФЕДОР БОНДАРЧУК ЗАВЕРШИЛ ОЧЕРЕДНУЮ ЭПОПЕЮ, НА КОТОРУЮ ПОТРАТИЛ 3 ГОДА, - ФИЛЬМ «СТАЛИНГРАД». ТЯГА К МАСШТАБНЫМ РАБОТАМ У БОНДАРЧУКОВ В КРОВИ...
"СТАЛИНГРАД" БОНДАРЧУКА: ЖГИ БУМАГУ
- Снова большая картина и снова - о войне... Не кажется, что это у вас говорят гены?- Хм... Может быть! Кстати, «Сталинград» - первый фильм, где я хотел повторить конкретный эпизод из фильма отца: пожар в Москве 1812 года из «Войны и мира». Позвонил Владимиру Досталю, который был вторым режиссером у отца: «Как вы снимали это адово пекло, этот почти осязаемый пепел?». - «Жгли бумагу и раздували ее ветродуями». - «Так я ведь тоже жгу и раздуваю бумагу!» - «Жги еще», - ответил Владимир Николаевич.
Никогда раньше не ставил себе таких задач специально. Другое дело, какие-то эпизоды или планы могли быть похожи. После выхода на экраны «Девятой роты» журналисты одного телеканала склеили сцену прощания Андрея Соколова из «Судьбы человека» и прощание моего Воробья, сцену боя из «Они сражались за родину» со сценой боя из «Роты» - они оказались близкими. Планировал ли я это? Нет. Был ли приятно удивлен? Да.
- Интересно, а у других режиссеров цитаты из своих фильмов не встречали?
- Встречал. Особенно много - из «Девятой роты», прямо сценами. Но обсуждать это не хочу - неинтересно. А вот то, что молодые режиссеры, которые работали на моих проектах, в чем-то повторяют меня, - приятно. При этом ни в коей мере не берусь называть себя педагогом или учителем.
БОНДАРЧУК "СТАЛИНГРАД": ОТЕЦ МЕНЯ ГОНЯЛ
- Всегда было интересно, как режиссер впервые смотрит свою картину. Вы ведь знаете, где подложен картон, в какой сцене актеру не удавалось заплакать...
- Я вообще свои картины не смотрю. Помню их до последнего... раньше - миллиметра пленки, а теперь - пикселя. Ладно съемки - а месяцы, ночи напролет работы со звуком, изображением, сведение всего этого в единое целое?
Раньше мой просмотр заканчивался в момент, когда я нажимал красную кнопку, сведя весь звук. И на премьерах в зале уже не сидел. «Сталинград» - первый опыт, когда не хочу выходить из зала с началом картины. Это очень интересно - как новая жизнь со своими детьми.
- Кстати, о детях. Одну из главных ролей в «Сталинграде» сыграл ваш сын Сергей...
- Снимать его меня уговорил Александр Роднянский. Но Сережа прошел пробы на общих основаниях и убедил меня. Помню момент, когда мы защищали проект в Sony Pictures. Возле персонажей были фотографии претендующих на роль актеров - без указания их фамилий. И фото Сережи выделили из всех прочих. Мы с Роднянским переглянулись, подмигнули друг другу...
Оценивать работу сына не буду - пусть это сделает зритель. Но один из лучших дней моей жизни был, когда я увидел, как на его дебют отреагировала профессиональная аудитория - кинокритики и журналисты, народ достаточно циничный.
- Роднянский говорит, вы над сыном на площадке издевались...
- Ну... Издевался не издевался, но жизнь у него была не сахар. И не только на площадке: дома заставлял его бегать, отжиматься - в конце концов, мне было не все равно, как сын будет смотреться в кадре. И тут опять же можно провести «генетическую экспертизу»: я ведь тоже в 17 лет в кино дебютировал в фильме отца - и Сергей Федорович гонял меня как Сидорову козу!
РЕЖИССЕР "СТАЛИНГРАДА" БОНДАРЧУК: КОГДА НЕТ РЕЖИССЕРА
- А вы сами впервые не снялись в собственной картине "Сталинград"...
- У меня нет цели увековечить себя во всех своих работах. Зато совершенно случайно в фильме "Сталинград" оказался мой голос. Думали доверить эту роль «большим классикам», вели переговоры. Но на площадке, чтобы понимать длину сцены, я наговаривал закадровый текст на свой телефон. А потом коллеги подтолкнули к тому, чтобы вот эту запись и включить в картину.- Актерских работ у вас намного больше, чем режиссерских. Каково это для режиссера вашего уровня - подчиняться кому-то на площадке?
- Ситуацию осложняет то, что иногда режиссеров просто нет. Но мне последние годы везет и на них, и на роли: и у Дуни Смирновой в «Двух днях», и у Леши Андрианова в «Шпионе», и у Валерия Тодоровского в «Тисках», и у Снежкина в «Белой гвардии»... Большое счастье, когда то, что мы видим на экране, - заслуга режиссера. Гораздо хуже, когда ты понимаешь: остаешься один, а человек по ту сторону камеры снимает движущиеся фигурки.
- Не хочется в этот момент взять все в свои руки?
- И хочется. И брал уже. А что было делать?..