Трагикомедия Осенний марафон (1979)

4 октября поступил в продажу следующий том книжной коллекции «Любимое кино СССР». Он расскажет о фильме Георгия Данелии «Осенний марафон». А мы по традиции публикуем отрывки из книги.

 

ДРУГОЙ БАСИЛАШВИЛИ


  В роли Бузыкина автор сценария «Осеннего марафона» Александр Володин видел исключительно Александра Калягина. Но тот завалил пробы — и началось!
  На главную роль претендовали Леонид Куравлев, Николай Губенко, Станислав Любшин. Но все было не то: один слишком прост, другой слишком жесток, третий чересчур нервозен.
Трагикомедия Осенний марафон (1979)  «В Ленинграде есть такой актер — Олег Басилашвили», — подсказала Георгию Данелии ассистент по актерам Елена Судакова. Но тот, впечатленный картинами Рязанова, был уверен, что столь вальяжный персонаж ничего общего с Бузыкиным не имеет.
  И все же Судакова вызвала актера на пробы.
  «Сидит напротив меня красивый, самоуверенный, с хорошо поставленным голосом сорокалетний мужчина, — вспоминает режиссер. — Конечно, он не похож на скромного, безвольного переводчика Бузыкина.
  —    Очень рад, что вы пришли, Олег Валерианович. Вечером увидимся.
  А Леночка говорит:
  —    Георгий Николаевич, может, вы подвезете Олега Валериановича, вам по пути.
  Он вышел на Маросейке у аптеки, а я посмотрел в зеркало заднего вида. Вижу: стоит сутулый человек и не знает, как перейти улицу. То дойдет до середины, то вернется на тротуар.
  Вечером на пробы я ехал уже с другим настроем».
НОВАЯ КНИГА СЕРИИ «ЛЮБИМОЕ СОВЕТСКОЕ КИНО» «ОСЕННИЙ МАРАФОН» В ПРОДАЖЕ С 4 ОКТЯБРЯ


5 ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ «ОСЕННИЙ МАРАФОН»


1)    Из жизни на экран. Интересно, что многим участникам съемочного процесса довелось пережить схожую с киношной историю в реальной жизни. Александр Володин не скрывал, что прототипом главного героя картины стал он сам.
Трагикомедия Осенний марафон (1979)  Георгий Данелия в то время разрывался между гражданской женой — актрисой Любовью Соколовой — и писательницей Викторией Токаревой.

  Второй муж Натальи Гундаревой, актер Виктор Корешков, увяз в отношениях с одной московской певицей, так что Гундарева прекрасно понимала жену Бузыкина.
  У Марины Неёловой в разгаре был роман с Гарри Каспаровым, который моложе нее на 16 лет. Мать настоятельно советовала шахматисту порвать с актрисой и жениться на молоденькой переводчице — что ж, Каспаров оказался послушным сыном...
  И лишь Олег Басилашвили никак не мог понять сути фильма. Актер оказался едва ли не единственным образцовым семьянином из всей кинокомпании и был искренне убежден, что история, рассказанная в ленте, неправдоподобна.


2)    Скажите этому режиссеру... Марина Неёлова, ощутив переживания своей героини на собственной шкуре, хотела в первой же сцене излить всю ее трагическую судьбу. Режиссер актрису отчаянно сдерживал. Кинозвезда не на шутку разругалась с Данелией по этому поводу. Общаться им приходилось через сценариста Володина:
  —    Скажи этой артистке: играть так, как мне надо, а не так, как она хочет.
  —    Я попробую выполнить нелепые требования этого режиссера.
  Так они проработали месяц. А затем крепко подружились.


3)    Дважды битый. Басилашвили далеко не сразу далась постельная сцена с Неёловой. Актрисе и режиссеру раз двадцать пришлось демонстрировать ему, как, с каким выражением лица и в какой позе ему необходимо обниматься.
  А Наталья Гундарева в одной из сцен настолько реалистично влепила Басилашвили пощечину, что он, говорят, даже хотел отказаться работать с такой экспрессивной партнершей. Правда, сам актер опровергает эту байку: «Ничего подобного не было! Скажу больше, Гундарева дала мне по щеке в Ленинграде, а потом эту сцену из-за брака пришлось переснимать в Москве, в Шереметьево. Так что я — дважды битый».


Трагикомедия Осенний марафон (1979)4)    Был немец, стал датчанин. Немецкий журналист Норберт Кухинке, корреспондент журналов Spiegel и Stern, сыгравш и й профессора Билла Хансена, — едва лине первый настоящий иностранец в советском кино.
  «Норберт — мой давний приятель, — вспоминал второй режиссер Юрий Кушнерёв. — Я предложил его попробовать на роль. Данелия сказал: «Пусть подъедет к остановке у «Мосфильма». Если он мне понравится, я подойду». Норберт по.дъехал, вышел из машины, и тут же к нам подошел Данелия».
  У Кухинке был вопрос: как он объяснит свое лицедейство в редакции? Но обошлось: журнал с гордостью написал о том, что именно корреспондент Stern — первый представитель Запада, снимающийся в советском фильме. Зато возник конфликте ГДР: с какой стати роль немца дают журналисту из ФРГ? Что, гэдээровских актеров не хватает? Но Данелия настоял на своем. Правда, из немца Норберта превратили в датчанина: чтобы социалистические «братья» не обижались.


5)    Андрей, раз-два! Акцент Кухинке изображать не приходилось, а вот передернутые фразы в сценарии были. В первый же съемочный день работали над сценой, когда Билл приходит в квартиру Бузыкина и спрашивает: «Андрей, вы готов?». Сняли дубль. Данелия поправляет: «Норберт, не надо сразу все выпаливать. Скажи: Андрей — раз-два — вы готов?», Норберт снова заходит: «Андрей — раз-два — вы готов?». По общему мнению, немец так до конца съемок и не понял особо, в чем снимается и какой текст произносит...

  Рекомендуем: Золотой теленок

^