Комедия Золотой теленок (1968)

НОВЫЙ ТОМ КНИЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ «ЛЮБИМОЕ КИНО» ПОСВЯЩЕН ФИЛЬМУ МИХАИЛА ШВЕЙЦЕРА «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК». В ПРОДАЖЕ КНИГУ МОЖНО ИСКАТЬ С 6 ДЕКАБРЯ, А ОЗНАКОМИТЬСЯ С ВЫДЕРЖКАМИ ИЗ НЕЕ МОЖНО УЖЕ СЕГОДНЯ НА НАШИХ СТРАНИЦАХ.


КОГДА РЕЖИССЕР - ЖЕНА


  Первая экранизация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» появилась спустя 37 лет после его первой публикации. «О чем, о ком я ставлю фильм?» — задавался вопросом режиссер Михаил Швейцер. И сам отвечал: «Да о себе, о своей жизни — вот в чем дело! О себе — каким бы я хотел или не хотел быть».
Комедия Золотой теленок (1968)  Решение режиссера, снявшего несколько серьезных картин, взяться за экранизацию сатирического романа многим показалось неожиданным. На самом деле идея снять «Золотого теленка» появилась у Швейцера еще в 1962 году. Но никак не удавалось добиться разрешения реализовать собственный сценарий — режиссер ждал этого несколько лет.
  «Зеленый свет» зажегся усилиями первого зама заведующего отделом культуры ЦК КПСС Георгия Куницына. Он несколько раз говорил: «Подождите, пока нельзя». А затем дал отмашку, и Швейцер приступил к съемкам. Кстати, в титрах режиссером фильма значится его жена Софья Милькина. Сам же Швейцер фигурирует как сценарист-постановщик. Отчасти это действительно так — Милькина принимала участие в съемках как сорежиссер, причем не только в этой картине. Но чем объясняется подобная скромность Михаила Абрамовича — неизвестно по сей день. Возможно, тем, что фильмы, созданные с помощью жены, сам он называл «возвышенным искусством».

НОВАЯ КНИГА СЕРИИ «ЛЮБИМЫЕ ФИЛЬМЫ СССР» «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК» В ПРОДАЖЕ С 6 ДЕКАБРЯ

 

5 ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК


1)    Крем-сода в пустыне. Съемочную группу фильма "Золотой теленок" изрядно помотало по необъятной территории СССР. Работа в московском павильоне сменилась съемками в среднеазиатской пустыне, куда Швейцер внедрил давнюю рекламу наркомата внутренней торговли «Пейте крем-соду!». После Средней Азии был старинный город Юрьев-Польский Владимирской области, сцены автопробега снимали в соседнем поселке Сима. Черноморском стала Одесса. А заканчивали «Золотого теленка» на «Мосфильме». Там же, где и начали работу — со съемок финальной сцены первой серии. В ней Бендер возвращается от Корейко в номер гостиницы и показывает Балаганову с Паниковским пустую папку: «Это конец! Конец первой серии». Съемки шли с большим опозданием: дело в том, что Леонид Куравлев параллельно снимался в соседнем павильоне «Мосфильма» в картине «Вий» и освободился лишь на три часа позже оговоренного времени.

Комедия Золотой теленок (1968)

2)    Кто на Бендера? На роль Остапа Ибрагимовича у Швейцера было несколько кандидатов: Николай Губенко, Александр Пороховщиков, Зиновий Высоковский, Владимир Ильин, Владимир Басов. Приглашал он на пробы и Арчила Гомиашвили, который через несколько лет сыграл главную роль в гайдаевской экранизации «12 стульев». Но актер не смог приехать в Москву: репетировал в Тбилиси в спектакле... «Золотой теленок». В итоге на роль Бендера утвердили Сергея Юрского.
  Шурой Балагановым мог стать Вячеслав Невинный, а миллионером Корейко — Евгений Леонов. Но худсовет настоял на кандидатуре Евгения Евстигнеева.

Комедия Золотой теленок (1968)

3)    Детские люди. В роли Паниковского могли сняться Георгий Вицин и Ролан Быков. Но на пробах режиссер попросил Зиновия Гердта подыграть претендентам в образе Паниковского, что тот сделал превосходно.
  —    Паниковского играть будешь ты, — сказал Гердту Швейцер.
  —    С ума сошел! — попытался возразить Зиновий Ефимович. — Играть будет Ролик!
  —    Нет, Ролик тоже так считает, — ответил режиссер.
  Согласившись сниматься, Гердт сразу поставил условие — омерзительного старикашку, изображенного в романе, он играть не будет: «В моем представлении и Паниковский, и Балаганов — это «детские люди».

Комедия Золотой теленок (1968)

4)    Демон и Христос. В номере гостиницы великий комбинатор излагает компаньонам план, как добраться до закромов миллионера Корейко. Остап расхаживает по комнате, заглядывает в ванную и, будто случайно присаживаясь на бортик ванны, замирает на секунду: сгорбленная спина, брошенные на колени руки, обращенный в себя взгляд... В таком положении Юрский зафиксировался по просьбе Швейцера. Режиссер хотел, чтобы этот кадр вызвал у зрителя ассоциацию с известными картинами — «Демоном сидящим» Врубеля или «Христом в пустыне» Крамского.

Комедия Золотой теленок (1968)

5)    Моральный крах комбинатора. Монтируя фильм, Швейцер был вынужден отказаться от некоторых эпизодов. В частности, пострадала «Воронья слободка», где жила чета Лоханкиных. Сокращая хронометраж до двух серий, режиссер посчитал эту сцену лишней. По требованию цензоров пришлось сократить и финал ленты — чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера». В фильме СССР должна была отчетливо прозвучать тема «поражения героя в столкновении с большим советским миром».

  Рекомендуем: Калина красная

^