НОВЫЙ ТОМ КНИЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ «ЛЮБИМОЕ КИНО» ПОСВЯЩЕН ФИЛЬМУ МИХАИЛА ШВЕЙЦЕРА «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК». В ПРОДАЖЕ КНИГУ МОЖНО ИСКАТЬ С 6 ДЕКАБРЯ, А ОЗНАКОМИТЬСЯ С ВЫДЕРЖКАМИ ИЗ НЕЕ МОЖНО УЖЕ СЕГОДНЯ НА НАШИХ СТРАНИЦАХ.
КОГДА РЕЖИССЕР - ЖЕНА
Первая экранизация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» появилась спустя 37 лет после его первой публикации. «О чем, о ком я ставлю фильм?» — задавался вопросом режиссер Михаил Швейцер. И сам отвечал: «Да о себе, о своей жизни — вот в чем дело! О себе — каким бы я хотел или не хотел быть». Решение режиссера, снявшего несколько серьезных картин, взяться за экранизацию сатирического романа многим показалось неожиданным. На самом деле идея снять «Золотого теленка» появилась у Швейцера еще в 1962 году. Но никак не удавалось добиться разрешения реализовать собственный сценарий — режиссер ждал этого несколько лет.
«Зеленый свет» зажегся усилиями первого зама заведующего отделом культуры ЦК КПСС Георгия Куницына. Он несколько раз говорил: «Подождите, пока нельзя». А затем дал отмашку, и Швейцер приступил к съемкам. Кстати, в титрах режиссером фильма значится его жена Софья Милькина. Сам же Швейцер фигурирует как сценарист-постановщик. Отчасти это действительно так — Милькина принимала участие в съемках как сорежиссер, причем не только в этой картине. Но чем объясняется подобная скромность Михаила Абрамовича — неизвестно по сей день. Возможно, тем, что фильмы, созданные с помощью жены, сам он называл «возвышенным искусством».
НОВАЯ КНИГА СЕРИИ «ЛЮБИМЫЕ ФИЛЬМЫ СССР» «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК» В ПРОДАЖЕ С 6 ДЕКАБРЯ
5 ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК
1) Крем-сода в пустыне. Съемочную группу фильма "Золотой теленок" изрядно помотало по необъятной территории СССР. Работа в московском павильоне сменилась съемками в среднеазиатской пустыне, куда Швейцер внедрил давнюю рекламу наркомата внутренней торговли «Пейте крем-соду!». После Средней Азии был старинный город Юрьев-Польский Владимирской области, сцены автопробега снимали в соседнем поселке Сима. Черноморском стала Одесса. А заканчивали «Золотого теленка» на «Мосфильме». Там же, где и начали работу — со съемок финальной сцены первой серии. В ней Бендер возвращается от Корейко в номер гостиницы и показывает Балаганову с Паниковским пустую папку: «Это конец! Конец первой серии». Съемки шли с большим опозданием: дело в том, что Леонид Куравлев параллельно снимался в соседнем павильоне «Мосфильма» в картине «Вий» и освободился лишь на три часа позже оговоренного времени.
2) Кто на Бендера? На роль Остапа Ибрагимовича у Швейцера было несколько кандидатов: Николай Губенко, Александр Пороховщиков, Зиновий Высоковский, Владимир Ильин, Владимир Басов. Приглашал он на пробы и Арчила Гомиашвили, который через несколько лет сыграл главную роль в гайдаевской экранизации «12 стульев». Но актер не смог приехать в Москву: репетировал в Тбилиси в спектакле... «Золотой теленок». В итоге на роль Бендера утвердили Сергея Юрского.
Шурой Балагановым мог стать Вячеслав Невинный, а миллионером Корейко — Евгений Леонов. Но худсовет настоял на кандидатуре Евгения Евстигнеева.
3) Детские люди. В роли Паниковского могли сняться Георгий Вицин и Ролан Быков. Но на пробах режиссер попросил Зиновия Гердта подыграть претендентам в образе Паниковского, что тот сделал превосходно.
— Паниковского играть будешь ты, — сказал Гердту Швейцер.
— С ума сошел! — попытался возразить Зиновий Ефимович. — Играть будет Ролик!
— Нет, Ролик тоже так считает, — ответил режиссер.
Согласившись сниматься, Гердт сразу поставил условие — омерзительного старикашку, изображенного в романе, он играть не будет: «В моем представлении и Паниковский, и Балаганов — это «детские люди».
4) Демон и Христос. В номере гостиницы великий комбинатор излагает компаньонам план, как добраться до закромов миллионера Корейко. Остап расхаживает по комнате, заглядывает в ванную и, будто случайно присаживаясь на бортик ванны, замирает на секунду: сгорбленная спина, брошенные на колени руки, обращенный в себя взгляд... В таком положении Юрский зафиксировался по просьбе Швейцера. Режиссер хотел, чтобы этот кадр вызвал у зрителя ассоциацию с известными картинами — «Демоном сидящим» Врубеля или «Христом в пустыне» Крамского.
5) Моральный крах комбинатора. Монтируя фильм, Швейцер был вынужден отказаться от некоторых эпизодов. В частности, пострадала «Воронья слободка», где жила чета Лоханкиных. Сокращая хронометраж до двух серий, режиссер посчитал эту сцену лишней. По требованию цензоров пришлось сократить и финал ленты — чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера». В фильме СССР должна была отчетливо прозвучать тема «поражения героя в столкновении с большим советским миром».
Рекомендуем: Калина красная