НОВЫЙ ТОМ КНИЖНОЙ КОЛЛЕКЦИИ «СОВЕТСКОЕ ЛЮБИМОЕ КИНО» ПОЯВИЛСЯ В ПРОДАЖЕ 18 ОКТЯБРЯ. ИЗ НЕГО ВЫ УЗНАЕТЕ, КАК СОЗДАВАЛАСЬ КАРТИНА ВАСИЛИЯ ШУКШИНА «КАЛИНА КРАСНАЯ». ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ.
ПРЕСТУПНИК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ГЕРОЕМ
В 1972 году Василий Шукшин закончил фильм «Печки-лавочки». И тут же слег в больницу с язвой. Но даже там исписывал по ночам ученические тетради. — Я догадывалась, что он сочиняет какую-то большую вещь, — вспоминала Лидия Федосеева-Шукшина. — И замечала, что день ото дня муж становился все печальнее.
Однажды Василий Макарович встретил супругу со слезами на глазах — перед ее приходом он наконец закончил новую повесть и остро переживал финал истории.
— Если разрешат снимать, тут и для тебя кое-что найдется, — сказал Шукшин жене, отдавая рукопись.
Название фильма "Красная калина" придумала Федосеева-Шукшина. Ей вспомнилась песня, которую они с мужем очень любили: «Калина красная, калина вызрела...».
На «Мосфильме» Шукшина встретили в штыки: помучив мелкими претензиями к сценарию, окончательно добили требованием сделать из рецидивиста Егора Прокудина примерного гражданина. Мол, не может быть преступник героем, которому сочувствуют. Уяснив, что его попросту выталкивают с территории, Шукшин обратился к другому советскому мэтру кино — Сергею Бондарчуку. И съемки оперативно стартовали.
НОВАЯ КНИГА СЕРИИ «ЛЮБИМОЕ КИНО» «КАЛИНА КРАСНАЯ» В ПРОДАЖЕ С 18 ОКТЯБРЯ.
5 ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ "КАЛИНА КРАСНАЯ"
1. Чужой среди чужих. В объединении Бондарчука писателя не встретили с распростертыми объятиями. Съемочную группу «Калины красной» составили из не самых толковых и ответственных людей, а аппаратуру дали подешевле. Шукшин чувствовал себя в этой команде чужим среди чужих.
Когда же приступили к сцене из последней части фильма, где Егор подходит к любимым березкам, за его спиной, не стесняясь, шушукались: «Феллини снимает «Амаркорд» и «Рим», а Шукшин березы гладит». Когда оператор попросил болтунов помолчать, вмешался Шукшин: «Ничего, пусть говорят. Это мне только помогает собраться». Такая реакция сразу остудила зубоскалов и заставила их уважать режиссера.2. Как в жизни. Мать Егора Прокудина должна была сыграть Вера Марецкая. Эпизод собирались снимать в Москве, а прообразом комнаты старушки служила изба одной из пенсионерок деревни Садовая — Ефимии Быстровой.
И тут Марецкая отказалась от роли: мол, не хочет играть саму себя — увядающую женщину (на тот момент ей исполнилось 67 лет). Художник и оператор картины предложили Шукшину снять в этой роли Быстрову — ее биография была удивительно похожа на историю матери Егора.
Женщину даже не предупредили о том, что идет съемка. Все делали вид, будто готовятся к работе, а Лидия Федосеева-Шукшина вела с Быстровой ненавязчивую беседу. Эффект был удивительный: в Москве ничего доснимать не пришлось.
3. Будь, как будет. Шукшин на ходу вводил в картину не только кадры, но и целые эпизоды. Апофеозом импровизации можно считать сцену, в которой Прокудин объясняет Любе, что ему надо уехать, и он не знает, вернется ли. Четыре минуты Шукшин и его жена играли на одном дыхании. «Егор» так разошелся, что пересек границы заранее оговоренной территории съемок.
— Я видел попадавшие в кадр рельсы для камеры, но не решился остановить съемку: было ощущение, что снимаю хронику живой жизни, — вспоминал оператор Анатолий Заболоцкий.
Когда момент был сыгран, оператор все же попросил:
— Давай еще дубль.
На что измотанный Шукшин ответил:
— Не смогу больше так. Пусть будет, как будет.4. Без криков «Мотор!». В роли пьяного гостя, который в эпизоде застолья в доме Байкаловых ни с того ни с сего поет песню, Шукшину нужен был только один человек — кинооператор Александр Саранцев. Режиссер однажды слышал, как он поет, и был потрясен.
Сцену сняли по той же методике, что и разговор Любы с матерью Егора: пока Саранцев репетировал песню, а гости за столом ему подыгрывали, Шукшин тайком попросил оператора все зафиксировать без криков «Мотор!». Каково же было удивление компании, когда режиссер через несколько минут поблагодарил всех и сказал, что съемка окончена. Просматривая этот материал, довольный Шукшин радостно восклицал:
— Глядишь, и снимать научимся!
5. Хочешь в кино? Стригись наголо. В разгар съемок на Шукшина стал наседать замдиректора фильма Жаров — он страстно желал попасть на экран. Шукшин сказал, что возьмет его на роль тюремного конферансье в начальной сцене картины, если тот пострижется наголо. Жаров даже ради такой сомнительной славы был готов на все. В итоге именно ему доверили произнести стартовую реплику «Калины красной»: «А сейчас хор бывших рецидивистов исполнит вам задумчивую песню «Вечерний звон»».
На съемках замдиректора создавал одни проблемы: часто пользовался служебной машиной в своих целях, из-за чего Шукшину приходилось изучать локации, перемещаясь пешком. Когда Жарова срочно забрали в Москву на строи-тельство декораций, «Макарыч» был только рад.
Рекомендуем: Свадьба в Малиновке